Механизм газораспределения специализирован для управления впуском в цилиндр свежего заряда воздуха и выпуском отработавших газов согласно фазам газораспределения и порядку работы цилиндров. Фазы газораспределения - это периоды открытия и закрытия органов газообмена (клапанов, окон). В газораспределительных механизмах двигателя используются редукторы, лучший из которых - редуктор червячный. Он стал наиболее популярным в механизмах, где требуются малошумные работы.

В двигателях с контурной продувкой открытие и закрытие окон (продувочных, выпускных), расположенных во втулке цилиндра, обеспечивается поршнем, в двигателях с прямоточно-клапанной продувкой управление выпуском отработавших газов осуществляется с помощью клапанного механизма, а впуск свежего заряда воздуха - через продувочные окна во втулке цилиндра.

В четырёхтактных двигателях все функции газообмена выполняет только клапанный механизм. Механизм газораспределения четырёхтактного двигателя состоит из привода от коленчатого вала к распределительному валу, распределительного вала с кулачками, привода клапанов и клапанов.

Привод к распределительному валу может быть шестерённым, цепным или иметь вид промежуточных валиков. Распределительный вал оснащён кулачками (кулачные шайбы) для привода клапанного механизма, топливных насосов и воздухораспределителя пусковой системы. Кулачные шайбы клапанного привода изготавливаются отдельно и фиксируются от проворачивания на валу шпонкой, а от осевого смещения - штифтами. В высокооборотных двигателях кулачные шайбы изготовляются заодно с распределительным валом. Некоторые реверсивные двигатели на распределительном валу имеют два набора кулачных шайб (на передний и задний ходы).

Привод клапанов при нижнем местоположении распределительного вала, приводится в исполнение через толкатели, штанги, клапанные рычаги. При верхнем местоположении распределительного вала (на крышке цилиндров) кулачные шайбы воздействуют на рычаги клапанов или непосредственно на клапаны. Отсутствие промежуточных звеньев особенно важно для высокооборотных двигателей, поскольку в этом случае уменьшаются силы инерции приводного механизма. Однако при таком устройстве подвод смазочного масла к подшипникам усложняется, а для ремонта цилиндра или цилиндровой крышки необходим демонтаж всего механизма газораспределения.

При посадке клапана на седло (гнездо) под действием пружины он подвергается большим ударным нагрузкам, находясь одновременно под воздействием высоких температур. Поэтому в клапанном приводе должен предусматриваться тепловой зазор, величина которого строго оговаривается заводской инструкцией.

Список последних новостей