Баннер

Современные теории экономической глобализации классифицируют цивилизации по разным культурологическим, политико-экономическим и этническим признакам. В аспектах пространственно-содержательной архитектуры О. Шпенглер выделяет восемь цивилизаций: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско- арабскую, западноевропейскую и майя. В качестве основного критерия такой классификации О. Шпенглер избрал всемирную историю в аспектах автономности культур.

Получают распространение изучения западной, конфуцианской, исламской, индуистской, латиноамериканской, африканской, православно-славянской, японской цивилизации. Исследования свидетельствуют о высоком удельном весе западной цивилизации. Правда, в перспективе она уменьшится. В определенной степени такая тенденция связана с падением удельного веса населения стран западной цивилизации. Одновременно растет в мировой экономике удельный вес почти всех других цивилизаций, особенно конфуцианской, исламской и индуистской.

Как сообщает Журнал Успех, развитые страны могут в ближайшее время уступить другим странам. Сейчас наступила очередь ослабиться, а в перспективе сойти с арены Соединенным Штатам и наиболее развитым странам Западной Европы. Невзирая на заметные успехи некоторых стран, в частности Китая, для такого прогноза нет достаточных оснований.

Действительно, руководство Китая в течение десятилетий ставит целью гонку за лидером (США). Это не является новым в современной мировой экономике - такое задание неоднократно ставилось партийным руководством бывшего Советского Союза. Максимум, что тогда удавалось достичь ему, как и в настоящее время китайскому - высоких темпов количественного роста производства при упущениях в качестве.

Вряд ли правомерно видеть в глобализационных процессах изменение лидеров цивилизационных процессов. Евроатлантическая цивилизация продолжает подтверждать свою жизнеспособность. В ее среде рождаются все основные научно-технические инновации. Так, в США больше четверти ВВП в 2007р. приходилось на информационные и финансовые услуги, которые начиная с 90-х годов оказались ключевыми факторами в развитии американской экономики. К тому же на США приходится больше трети мирового объема высокотехнологичных услуг.

Успехи в последние десятилетия отсталых стран могут быть объяснены на основе концепции так называемого "ассоциируемо-зависимого" развития, которая была предложена еще в 1969 году Ф. Е Кардозо и Е Фалетто. Она не исключает быстрого промышленного развития периферийной страны при сохранении ее зависимости от стран центра мировой системы. Такая зависимость имеет двойную природу - как экспансию стран центра, так и ответ на вызовы собственных социальных субъектов внутри периферийного общества. К тому же концепция Кардозо-Фалетто делает ударение на переплетение и взаимодействие разных факторов друг с другом, в частности и культурно-идеологических.

Исследования, осуществленные с учетом разнообразия и многовариантности зависимого развития, свидетельствуют о том, что развитие стран третьего мира является зависимым от центра. Меньше с тем, на примере восточно-азиатских новых индустриальных стран и латиноамериканских стран доказано, что без такой зависимости оно не могло бы быть успешным. При этом значительную роль сыграл хорошо известный "эффект демонстрации" достижений общества массового потребления в странах Запада и Японии.

Следовательно, все нынешнее развитие мировой экономики свидетельствует о том, что мир двигается в сторону евроатлантической цивилизации. Успешное освоение его культуры - залог результативной гонки за лидерами. Другие цивилизации "виноваты" за отставание, которое имеет место в странах периферии и могут искупать свою вину перед своими нациями как можно более быстрым обогащением собственного культурного богатства евроатлантическими ценностями. Понятно, такое утверждение не означает полного перечеркивания качеств других цивилизаций. Идет речь об их трансформации к новейшим ценностям, которые содействуют устойчивому экономическому развитию.