И готовится к сокращению финансирования

В 2014 году в России был построен и реконструирован 581 км федеральных дорог, отремонтировано более 9,5 тыс. км. На эти цели власти потратили 420 млрд руб. Это следует из годового отчета Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Эксперты говорят, что в следующем году дорожникам стоит готовиться к сокращению финансирования. Старые проекты Росавтодор доделает, а вот новые, скорее всего, начинать в 2015 году не будет.

Росавтодор опубликовал отчет о состоянии федеральных дорог в России по итогам 2014 года. Его можно условно поделить на несколько блоков. Первый — это строительство и реконструкция. Был введен в эксплуатацию 581 км участков дорог (всего 88 объектов), включая обход Дмитрова на Большой бетонке, участок М5, ряд объектов Санкт-Петербургского транспортного узла, 32-километровый участок М7 в Татарстане и другие. Кроме того, реконструировано 18 мостов, которые ранее были признаны неремонтопригодными, построено 16 пешеходных переходов и 364 км линий электроосвещения. На все это потратили около 147 млрд руб.

Вторая часть отчета — это ремонт и содержание федеральных дорог. В нормативное состояние привели 25,7 тыс. км магистралей (52,8%). Доля дорог, которые работают в режиме перегрузки, снизилась до 23,4% (11,4 тыс. км). Всего было отремонтировано 9,5 тыс. км участков федеральных трасс. На эти цели было потрачено около 207 млрд руб.

Третья часть — это субсидии субъектам федерации на реализацию различных инфраструктурных проектов. К примеру, в рамках ФЦП по развитию Дальнего Востока Росавтодор перевел 10,5 млрд руб. По программе развития Курил — 0,72 млрд руб., Калининградской области — 2,5 млрд руб., Крыма — 4,4 млрд руб. Трансферт Новосибирской области в размере 1 млрд руб. нужен был для строительства моста через Обь. Суммарный объем такого рода субсидий составил 55,5 млрд руб.

Еще 12 млрд руб.— это «иные затраты», следует из отчета Росавтодора. В общей сложности ведомство освоило в 2014 году 420 млрд руб. вместо запланированных ранее 430 млрд руб. В агентстве говорят, что около 3 млрд руб. не использовали из-за затянувшихся процедур изъятия земель, расторжения контрактов с подрядчиками, срывов сроков передачи проектной документации. Еще около 5 млрд руб. Росавтодор не направил регионам, поскольку те затягивают разработку проектной документации и проведение экспертиз. Отметим, что сложные финансовые взаимоотношения между агентством и регионами стали одной из главных претензий Счетной палаты (СП) к Росавтодору в 2014 году. В августе СП обнародовала результаты аудита расходов на дорожное строительство в 2012–2013 годах: задолженность агентства перед субъектами федерации составила около 43 млрд руб. В конце ноября СП подтвердила свою претензию, направив представление главе Росавтодора Роману Старовойту.

Пока не ясно, сохранятся ли темпы дорожного строительства в 2015 году. Росавтодор сейчас работает по плану, заложенному в ФЦП «Развитие транспортной системы» без сокращения финансирования. По итогам текущего года 29,7 тыс. км дорог должно быть приведено в нормативное состояние. Однако еще в октябре 2014 года Минфин заложил снижение расходов федерального бюджета примерно на 10%, решений по конкретным ФЦП и ведомствам пока не принято. В начале 2015 года сообщалось, что Росавтодору из бюджета выделят 570 млрд. руб. Возможность снижения затрат ранее предполагал Роман Старовойт. «Есть вероятность, что в следующем году у нас вовсе не будет вновь начинаемых объектов по стройке, будут только объекты переходящие,— заявил он. — К сожалению, такой пессимистичный сценарий мы сейчас отрабатываем, чтобы у нас был наготове, если будет ситуация экономическая ухудшаться».

«От Росавтодора здесь мало что зависит, больше от экономической ситуации в стране,— говорит президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов.— У нас в этом плане экономика аномальная. В 2009 году, когда был кризис, все страны, наоборот, увеличивали затраты на дороги, чтобы поддержать экономику. У нас же тогда все сократили. Сложно делать какие-либо прогнозы в нынешних условиях, но они явно не будут утешительными. Что-то могут и урезать».

Источник: Kommersant.ru