Продажи легковых автомобилей в этом году упадут на 25-35%. К такому выводу пришли аналитики компании PricewaterhouseCoopers. По прогнозам экспертов, снижение российских продаж может привести к уходу с рынка ряда брендов. При этом в наиболее выгодном положении будут российские производители и компании с большим объемом производства внутри страны. Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков обсудил ситуацию с ведущим "Коммерсантъ FM" Маратом Кашиным.

— Вы согласны с таким прогнозом компании? Насколько ощутимым будет, с вашей точки зрения, падение продаж легковых автомобилей в 2015 году?

— Вообще этот прогноз выглядит вполне реалистичным, я думаю, что действительно автомобильный рынок снизится примерно на 30%, таким образом, он все-таки не преодолеет объем 1,45 млн автомобилей — то, что мы видели в 2009 году — однако это будет достаточно большое снижение относительно порядка 2,4 млн в прошлом году.

Если бы этого не произошло, то снижение в прошлом году было бы порядка 15-20%, и в этом году оно было бы порядка 15%, а так отложенный спрос приводит к более высокому снижению объема автомобильного рынка в России.

— Как вы думаете, для каких автомобильных брендов снижение спроса на автомобили может стать критическим, и они уйдут с рынка? Правда ли, что некоторые бренды наоборот повышают свои продажи? Я что-то такое слышал про Mercedes.

— Здесь все носит очень точный характер, и все зависит от каждого конкретного производителя, насколько эффективно у него работает дилерская сеть, насколько у него привлекательны текущие предложения с точки зрения модельного ряда и многое другое.

Например, АвтоВАЗ может значительно увеличить свои объемы продаж, заполнив эту высвобождающуюся нишу. Если же говорить более широко, то рынок премиальных автомобилей не так сильно подвержен любым кризисным влияниям, поскольку их, как правило, приобретает уже не средний класс, который более чувствителен к любым кризисным влияниям, а люди с более стабильным доходом и с большими сбережениями. Поэтому наибольшее изменение с точки зрения структуры рынка будет происходить в среднем и низком ценовых сегментах.

— Вы говорите, что российские автопроизводители могут значительно увеличить рыночную долю, а прогноз PricewaterhouseCoopers — это лишь 5%. Что скажете?

— 5% рынка — это как раз дополнительные 70-80 тыс. автомобилей, что, в общем-то, и является тем, что АвтоВАЗ мог бы предложить своим клиентам. У АвтоВАЗа сейчас достаточно интересный новый продукт Lada Vesta — это автомобиль, который с точки зрения своего экстерьера и интерьера уже практически не уступает импортным автомобилям схожего ценового сегмента. При этом автомобиль дешевле при покупке и также дешевле с точки зрения стоимости его владения и обслуживания. В общем-то, порядка 70 тыс. — это как раз и может быть то, что АвтоВАЗ сможет реализовать по данному продукту в течение года.

— Сейчас наблюдается спад продаж, но в конце концов людям потребуются новые автомобили, они привыкнут к новым ценам. Как вы думаете, когда это может произойти, в каком месяце года?

— Я думаю, что первый квартал будет достаточно волатильным, поскольку совершенно недавно был ажиотажный спрос, я думаю, что это первый квартал, и автопроизводители, и автодилеры, в общем-то, никаких чудес не ждут.

В текущей ситуации дилерам нужен будет больший фокус на послепродажное обслуживание, на большие усилия, направленные на разъяснение информации о работах, которые выполняются сервисным центром своим клиентам для того, чтобы удерживать клиентов, чтобы они не уходили к неофициальным сервисным центрам по окончании гарантий, и делать специальные предложения, которые должны быть реализованы в сотрудничестве с автопроизводителями, банками и дилерами. Поскольку текущие кредитные ставки делают покупку автомобиля в кредит далеко не всегда привлекательной, здесь важно, чтобы автопроизводитель субсидировал в более высокой степени процентную ставку банку, чем это было сделано раньше.

— Как вы думаете, могут официальные дилеры пойти, например, на снижение цены для того, чтобы стать более привлекательными, или это объективно невозможно?

— Дилерский бизнес на самом деле не является очень маржинальным, и в настоящее время маржа автодилеров при продаже новых автомобилей варьируется, как правило, от 6% до 12%. Поэтому дилеры сами по себе не имеют значительного ресурса для того, чтобы снижать стоимость автомобилей больше, чем соответственно величину своей маржинальности, поскольку в таком случае их бизнес будет убыточен. Любые снижения цен больше, чем тот диапазон, который я отметил, возможен только в сотрудничестве с автопроизводителями.

Источник: Kommersant.ru