Выявлены самые частые нарушения во время экзаменов на права

Начинающие водители во время экзаменов в ГИБДД не уступают дорогу пешеходам, выезжают на «встречку» и забывают включить поворотники. Таковы результаты опроса, который проводился среди экзаменаторов Госавтоинспекции. Эксперты говорят, что все эти ошибки — следствие низкого уровня преподавания в автошколах, которые стремятся обучить граждан по сокращенному курсу.

Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД провел в 17 регионах опрос, в ходе которого 850 инспекторов-экзаменаторов ГИБДД рассказывали о типичных ошибках, которые совершают кандидаты в водители. Результаты исследования опубликованы на сайте ГИБДД. «Полученная информация позволит сделать выводы о том, на отработку каких навыков вождения при обучении следует обратить повышенное внимание»,— говорят в Госавтоинспекции.

Чаще всего во время экзаменов граждане не уступают дорогу или создают помеху транспортным средствам, имеющим преимущество. Еще одно распространенное нарушение — непредставление преимущества пешеходу на «зебре». Нередко ученики выезжают на полосу встречного движения или на трамвайные пути. У 60% экзаменаторов водители нарушают правила разворота и поворота, у 52% — забывают включить сигнал поворота, у 47% — пытаются проехать на красный свет. 25% работников ГИБДД рассказали, что им приходится вмешиваться в процесс управления экзаменационной машиной, чтобы предотвратить аварию.

Реже всего граждане, сдающие экзамены, нарушают правила обгона (90% респондентов заявили, что такая ошибка крайне редка). Не возникает проблем при проезде через железнодорожный переезд, при использовании аварийной сигнализации и знака аварийной остановки, говорят в Госавтоинспекции. Отметим, что экзамены на права проводятся в городских условиях, на трассы ученики не выезжают, поэтому проверить навыки обгона практически негде. О том, что их необходимо проверять, неоднократно заявляли в «Гильдии автошкол».

Высокий уровень аварийности, который демонстрируют неопытные водители, обсуждается уже несколько лет. Примерно каждая третья авария происходит именно по их вине. Для решения проблемы с 2011 года проводится реформа автошкол: в августе 2014 года были модернизированы программы подготовки водителей, поэтапно усложняется и процесс получения прав. С прошлого года ГИБДД ведет масштабную проверку всех 8 тыс. автошкол, по итогам которой выдает заключения для дальнейшей работы. Однако по факту не прошедшие проверку учреждения все равно продолжают работать незаконно, набирая учеников на курсы. В результате по итогам 2014 года в России на дороги вышло 2,46 млн начинающих водителей, что примерно на 10% больше, чем годом ранее.

«Вывод можно сделать только один: учить вождению в городе надо больше и лучше,— говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.— У людей, допускающих такие ошибки, не сформировались устойчивые навыки управления транспортным средством. Внимание ученика сосредоточено больше на работе с органами управления автомобилем, чем на считывании меняющейся дорожной ситуации. Исправить положение может только практика вождения». По ее словам, сейчас в примерных программах заложен минимум — 56 астрономических часов вождения для категории «B», что в полтора раза больше, чем было ранее. «При этом автошколы имеют право доучивать ученика, если видят, что минимума ему не хватает,— говорит госпожа Шутылева.— По факту же граждане стремятся отучиться как можно быстрее, а некоторые недобросовестные автошколы не выкатывают те часы, которые заложены в программах, хотя это и абсолютно незаконно». Об этой проблеме в интервью “Ъ” говорил и начальник ГИБДД РФ Виктор Нилов. «Раньше говорили “пойду учиться водить автомобиль”, а сегодня — “пойду получать права”. Есть разница? — заявлял он.— Когда человек хочет научиться управлять автомобилем, он не только проходит курс вождения в автошколе, но и, как правило, получает дополнительный навык у опытного водителя на занятиях по экстремальному вождению и контраварийной подготовке».

Источник: Kommersant.ru