Автомобильные кредиты в России начнут выдавать по льготной ставке. Министерство промышленности и торговли решило расширить спектр госсубсидий в автопроме. Ведомство обратилось в правительство с инициативой выделить 3,5 млрд руб. на две программы поддержки отрасли — льготного кредитования и операционного лизинга. Президент Российской ассоциации автодилеров Владимир Моженков ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

Как стало известно газете "Коммерсантъ", Минпромторг предлагает субсидировать по ставкам автокредитов и платежам за лизинг две третьих от ключевой ставки Центробанка, примерно 9,3%. Сейчас ставка ЦБ — 14%. Программа поддержки продлится с 1 апреля до конца года и коснется машин ценой до 1 млн руб. при предоплате четверти цены.

— Какова сейчас ситуация в автомобильной отрасли в целом, и как это субсидирование автокредитов поможет ей, если поможет?

— Мы знаем, что год начался с большого снижения, это понятно: январь-февраль — это не автомобильные месяцы, но все равно по сравнению с прошлым годом снижение очень большое.

— Очень большое — это какое? Потому что январь-февраль — всегда провальные месяцы.

— Январь — минус 24, февраль — это минус 38.

— Это по сравнению с декабрем?

— По сравнением с январем и февралем 2014 года.

— Да, это уже серьезно.

— Это серьезно, и в принципе сейчас такое оживление есть, но небольшое. Поэтому эти две программы существенно повлияют на автомобильный рынок, и я бы хотел обратить внимание на три принципиальных момента: первый момент — на быстроту реакции правительства. 11 февраля представили Российского автомобильного товарищества встречались с министром промышленности и торговли господином Мантуровым Денисом Валентиновичем, и мы буквально увидели как за месяц наши предложения были приняты, подготовлена была эта программа, и сейчас это будет все внедряться, это в самом деле очень быстрый запуск двух государственных программ.

— Это как раз те программы, которые вы предлагали?

— Совершенно верно. Второе, хотел бы обратить внимание, принципиальный момент — финансовый лизинг — это впервые вводится в стране у нас, и это в самом деле очень хороший инструмент покупки автомобиля. Как только он заработает, я сам куплю автомобиль только через финансовый лизинг. Мне он в собственность не нужен, я его эксплуатирую, поэтому весь цивилизованный мир именно этот инструмент при покупке использует, поэтому это в самом деле ноу-хау для российского рынка, поэтому мы очень благодарны министру, который поддержал нашу идею.

— Но в России лизинг как-то не очень популярен, наоборот, больше берут кредиты.

— Не сильно, а потому что не было такой госпрограммы и не было информационного обеспечения, сейчас, я думаю, все больше и больше людей будут покупать, потому что в самом деле это все эффективно. И третье — три государственные программы: это обновление автопарка, финансовый лизинг и льготное автокредитование — они сейчас начнут разгонять автомобильный рынок, тем более солнышко пригревает, весна, время покупок, и сейчас автомобиль будет в самом деле правильно и эффективно покупать именно по этим программам, это просто выгодно.

— Насколько эти программы действительно будут работать? Потому что до этого программы, которые мы запускали, в частности программы по утилизации автомобилей, то запускали, то прекращали, то говорили, что они невыгодны. В общем, очень много шумихи было вокруг них, а мы толком не знаем, к чему они привели.

— В прошлом году с сентября по декабрь было продано по программе обновления автопарка порядка 180 тыс. машин, она сработала очень эффективно. Январь-февраль — эта программа немножко забуксовала, потому что, с одной стороны, не автомобильный период, и время ожиданий, время неопределенности, но сейчас эти хорошие новости. Наконец-то на нашем рынке, в нашей стране стали появляться хорошие новости. Первая новость — это, что ставка Центробанка на 1% понизилась, и мы считаем, что такой тюнинг ставки Центробанка нужно проводить ежемесячно, и теперь эти новости — и финансовый лизинг, и льготное автокредитование — в самом деле позитивно будут восприняты обществом. Россияне любят автомобили, и сейчас будут в самом деле покупать.

— Эта программа заключается в том, что государство будет платить, получается, 2/3 от стоимости кредита?

— 2/3 на сегодняшний день.

— Сам кредит обойдется меньше 5%, получается?

— Мы надеемся, здесь ведь ставки у банков разные: у кого-то 20%, у кого-то 21%, у кого-то 22%, у кого-то 23%. Но мы надеемся, что сейчас и коммерческие банки, и все банки, которые занимаются автокредитованием, сделают также шаг навстречу. Потому что под те заоблачные проценты ни один предприниматель кредита не берет, у многих есть уже ликвидность, которая образовывается и которую нужно куда-то определить. Сейчас через льготные автокредиты как раз можно направить свою ликвидность, это будет выгодно и банку, и дилеру, и государству, и, самое главное, — покупателю.

— А этих денег, которые выделены, насколько хватит?

— Я считаю, это недостаточно, их, по всей видимости, хватит на месяц-два, дальше нужно будет говорить им, чтобы они пошли, чтобы было продано порядка 80-90 тыс. автомобилей, а дальше, я думаю, правительство заинтересовано в том, чтобы этот разгон и дальше продолжен был. Почему? Чтобы не останавливались автомобильные заводы, мы же знаем, что там кто-то переходит на четырехдневку, кто-то на трехдневку, кто-то останавливает заводы. Чтобы заводы работали, сейчас самая главная задача, как я понимаю, для правительства — повысить спрос, чтобы спрос превышал ту ситуацию, в которой мы оказались в январе, феврале.

— А помимо этих программ, какие еще есть меры поддержки автомобильной промышленности?

— Есть четвертое предложение, которое мы правительству высказывали, — это направить часть материнского капитала на покупку нового автомобиля. Мы считаем, что эта мера будет стимулировать и спрос, но, самое главное, повысит качество жизни молодых семей. Пока социальный блок, госпожа Голодец нас не слышит, нас не принимает, нас не знает, и с нами не хотят разговаривать, мы предлагаем правительству еще одну меру предпринять.

— Эта мера и эта система поддержки будут распространяться только на отечественные автомобили или на любые?

— Сейчас идет документ, нам бы хотелось, чтобы они распространялись на все автомобили, но как правительство решит, это уже их прерогатива. Нам бы хотелось здесь первое — чтобы стоимость автомобиля была 1,2 млн руб.-1,25 млн руб. Потому что стоимость сейчас подорожала, средняя стоимость автомобиля стала выше — это первое, и чтобы эта программа была продолжена до конца года, здесь, конечно, 10 млрд будет мало. Мы надеемся, что и дальше правительство, увидев кумулятивный эффект от этих трех программ, я уверен, найдет финансирование для того, чтобы и поддержать спрос, и поддержать отечественную новую автомобильную промышленность.


Источник: Lenta.ru