Президент ОАО Убыток автоконцерна в 2014 году вырос втрое

АвтоВАЗ, несмотря на высокий уровень локализации производства и масштабную программу по оптимизации затрат, в 2014 году увеличил чистый убыток завода по МСФО втрое, до 25 млрд руб. Значительную роль в этом сыграли непроизводственные факторы — например, убытки по курсовым разницам, неудачные сделки и расходы на компенсации увольняемым сотрудникам. При этом АвтоВАЗ уже традиционно нарушил ряд ковенант по кредитам и займам, но, как и прежде, никаких последствий для концерна это не повлекло.

По итогам 2014 года чистый убыток АвтоВАЗа увеличился втрое, до 25 млрд руб., следует из отчетности компании по МСФО. Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон отмечает, что на финансовые результаты повлияли «неоперационные факторы». Из отчета следует, что на выплаты компенсаций сотрудникам при увольнении и в целом на реструктуризацию потрачено 1,5 млрд руб., а проценты по кредитам выросли в 1,7 раза, до 4,9 млрд руб. Обесценение долгосрочных активов стоило заводу еще 753 млн руб. Кроме того, в прошлом году АвтоВАЗ продавал, а затем выкупил обратно у «Ростеха» Волжский машиностроительный завод (ВМЗ) и потерял на этом 1,3 млрд руб. Убытки по курсовым разницам составили 8,8 млрд руб. Из отчета следует, что в иностранной валюте номинировано приблизительно 10% затрат АвтоВАЗа, а также более 14 млрд руб. кредитов и займов.

В 2014 году продажи АвтоВАЗа упали на 15%, до 387,3 тыс. машин, а доля на рынке сократилась на 0,9 п. п., до 15,5%. За январь-февраль этого года объем продаж рухнул уже на 24,6%, до 41,1 тыс. машин, при этом на фоне сжимающегося рынка присутствие на рынке расширилось на 1,7 п. п., до 16,9%.

Долгосрочные кредиты и займы АвтоВАЗа за 2014 год выросли на 24,4%, до 29,1 млрд руб. Компания привлекала деньги на реализацию своей инвестпрограммы: в 2014 году была открыта дополнительная кредитная линия у ВЭБа, а долг госкорпорации вырос с 25,2 млрд до 45,1 млрд руб. Краткосрочный долг при этом увеличился сразу на 68,8%, до 39,3 млрд руб., но этот рост произошел из-за очередных нарушений ковенант по кредитам. Задолженность, по которой не выполнены обязательства, составила 35,9 млрд руб., включая долгосрочный долг 22 млрд руб., который был включен в состав краткосрочной задолженности. При этом никаких последствий для АвтоВАЗа от нарушения ковенант, как обычно, не было: так Росбанк, «Гаранти-банк — Москва» и Societe Generale отказались от досрочного востребования задолженности на 3,5 млрд руб.

Помимо таких ковенант по кредитам, как отношение акционерного капитала к объему кредитов и займов, отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам, компания подписывалась и под обязательством «безубыточность деятельности компании за последние 12 месяцев». Напомним, что АвтоВАЗ показывает чистый убыток с 2013 года, тогда он составил 7,8 млрд руб. Впрочем, и ранее прибыль завода была бумажной или технической: с 2010 года компания была прибыльной в основном за счет дисконтирования беспроцентных займов от «Ростеха», которые АвтоВАЗ получил в кризис 2008–2009 годов (порядка 75 млрд руб.).

Стоит отметить, что выручка завода увеличилась на 7,7%, до 190,7 млрд руб., при этом валовая прибыль сократилась на 1,5 млрд, до 11,9 млрд руб. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что валовая рентабельность АвтоВАЗа значительно снизилась во втором полугодии из-за роста себестоимости: завод не повышал цены на продукцию, в то время как стоимость металла и импортных комплектующих существенно выросла. Впрочем, аналитик отмечает, что эффективность предприятия повысилась: об этом говорит сокращение административных расходов на 19,8%, до 11,4 млрд руб.

Источник: Kommersant.ru