Правительство предварительно решило продлить оборот бензина «Евро-4» на следующий год и сохранить дифференциацию акцизов на бензины «Евро-4» и «Евро-5». Об этом пишет газета «Коммерсантъ». По данным издания, окончательное решение по этому вопросу будет принято 6 октября на совещании по нефтепереработке под председательством Дмитрия Медведева.

По словам источников «Коммерсантъ», будет сохранена дифференциация акцизов по видам топлива с тем, чтобы акциз на «Евро-4» был по-прежнему выше, чем на «Евро-5». Так, со следующего года акциз на «Евро-5» должен вырасти с 5530 руб. на тонну до 7530 руб. А акциз на «Евро-4» может быть повышен до уровня акциза на нафту, то есть 10,5 тыс. руб. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.

— Чем, с вашей точки зрения продиктовано подобное решение продлить оборот бензина стандарта «Евро-4»?

— Это решение можно только приветствовать, потому что если бы это решение не было принято, то наш рынок в следующем году терял бы бензина примерно по 200 тыс. тонн в месяц. Где-то 2,5-3 млн тонн по году

— выпадающие объемы из-за того, что ряд заводов просто не успели перейти на выпуск топлива пятого класса, как это планировалось ранее и как это было установлено четырехсторонними соглашениями подписанными компаниями с рядом регуляторов государственных.

— А почему они не успели перейти?

— Это системные проблемы, которые у нас в стране сейчас происходят, связанные с целым рядом факторов, в том числе и с санкциями, и с отсутствием доступа к капиталу, целый ряд проблем, который охватывает все отрасли, не только нефтяную. Но, к сожалению, наши тоже. Поэтому решение правильное, но оно не должно пугать никого. Если бы был принят переход на пятый класс, это было бы фактором, который подталкивал бы цены вверх. Но если вы заметили, в этом году цены у нас выросли всего лишь на 5% в розницу. Это существенно ниже, чем уровень инфляции.

— Было заявление президента о том, чтобы не повышали цены на бензин.

— Немножко не так, это в прошлом году он выразил недоумение, когда было резкое падение цен на нефть, а цены не падали. Понимаете, конечно, мнение президента

— это очень важно. Но невозможно мнением одного человека все экономические процессы повернуть в другую сторону. Есть факторы, к сожалению, которые влияют у нас на рост цен. Это и инфляция, и, в первую очередь, рост налоговой нагрузки. И вы видите опять, что в следующем году тоже повышаются акцизы. Да, дифференциация сохраняется, это правильно, это будет стимулировать нефтяные компании переходить на выпуск топлива более высоких экологических классов. Но акцизы-то опять выросли. И, естественно, это фактор, который, к сожалению, влияет на рост цен. Но еще раз повторяю, рост цен у нас в этом году всего лишь 5% — это чуть ниже, чем уровень инфляции.

— Евгений Александрович, получается, что акцизы, например, на «Евро-5» вырастут на 2 тыс. руб., это порядка 40% ,получается, от нынешней стоимости. То есть, цены на бензин тоже поднимутся?

— Стоп, о чем вы говорите? Какие 40%?

— Ну, с 5530 руб. за тонну до 7,5 тыс.

— 2 тыс. всего лишь.

— Да, 2 тыс., так всего 5 тыс.

— У нас стоимость бензина 40 тыс., я напоминаю. Поэтому стоимость бензина за тонну 40 тыс. на сегодняшний день. Поэтому 2 тысячи - это не очень большая величина. Но, к сожалению, это фактор, который толкать цены будет к верху, конечно. Рост нагрузки и инфляции — это два фактора, которые у нас влияют на рост цен. Но в то же время у нас существенно вырос уровень производства и растет каждый год, запускаются новые установки, четырехсторонние соглашения выполняются, может быть, не с той скоростью, но процесс идет. И каждый год мы видим и углубление переработки, и повышение объема переработки. Это фактор, который влияет на то, что цены растут не так быстро, как инфляция.

— А если мы все-таки откажемся от «Евро-4», дефицита топлива стоит ожидать на нашем рынке?

— Если решение не будет принято о сохранении четвертого класса, то по оценкам Министерства энергетики выпадающие объемы 3 млн тон в год, это примерно 200 тыс. в месяц — это очень много.

— Но потребители на себе это ощутят?

— Конечно, ощутят. Будет дефицит, а дефицит всегда сопровождается ростом цен.

— Какова вероятность отказа от бензина стандарта «Евро-4» через год?

— Поживем — увидим, все будет зависеть от того, как будет складываться внешняя обстановка, международная обстановка, будут продлены санкции, не будут продлены санкции. У нас сейчас самая большая проблема в отрасли

— это отсутствие возможности доступа к финансовым ресурсам, это самое главное. Если эта проблема уберется, то все будет хорошо в стране, и в нашей отрасли в частности.

— И также вы говорили, что предприятия не успели просто перейти на новые стандарты из-за нескольких причин, в том числе вы называли все иностранное оборудование, мы не можем его закупать или это дорого, в чем там причина?

— Нельзя назвать одну причину, общая причина — это отсутствие доступа к финансовым ресурсам международным, это самое главное. Отсюда все проблемы: и оборудование, и отсутствие кредитов, по сути дела, отсутствие денег на все.

Источник: Kommersant.ru