Минэкономики облегчает поставщикам исполнение ранее заключенных госконтрактов

Первый пункт антикризисного плана Белого дома реализован в пакете поправок Минэкономики к правилам госзакупок. Госзаказчики, которые с конца 2014 года сталкиваются с резкими изменениями в условиях реализации уже заключенных контрактов и невозможностью их исполнения, смогут не требовать от поставщиков обеспечения исполнения контракта и в случае обращений последних изменять его цену.

Минэкономики представило пакет документов для реализации антикризисных мер в сфере госзаказа — три разработанных ведомством постановления правительства были опубликованы для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru

Как следует из текста первого документа, до конца 2015 года в ряде случаев госзаказчик сможет не требовать обеспечения исполнения контракта от поставщика. В первую очередь такая возможность будет распространяться на контракты, заключенные с условием перечислить авансовый платеж поставщику на счет, открытый в подразделении Федерального казначейства. Также необходимость предоставить обеспечение контракта перестанет быть обязательной на тех торгах, в которых участвуют только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО, или если в соглашении с госзаказчиком уже присутствует условие о банковском сопровождении контракта. Кроме того, данное требование не будет распространяться на тех участников закупки, которые являются бюджетным или автономным учреждением и предложат на торгах цену контракта не более чем на 25% ниже начальной цены закупки.

Как указывают авторы документа в пояснительной записке, принятие проекта позволит «снизить себестоимость исполнения контрактов и не повысить при этом риски их неисполнения».

«При существующем сейчас уровне банковских ставок введение такой меры является оправданной, однако отказ от требования обеспечения гарантий существенно сократит доходы как банков, так и электронных площадок»,— отмечает Андрей Черногоров, ответственный секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам. «В текущей ситуации, когда банки испытывают проблемы с ликвидностью, Минэкономики не стоило бы создавать им дополнительного конкурента в лице Федерального казначейства. Банковское сопровождение, возможно, за исключением случаев с особо крупными контрактами, могло бы быть вполне достаточной мерой»,— соглашается первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. «Фактически такое предложение Минэкономики означает создание дополнительного подразделения чиновников и расширение госрегулирования в рамках госзаказа, что вряд ли будет стимулом к более эффективной работе участников контрактной системы»,— замечает гендиректор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро.

Второй документ ведомства устанавливает правила, по которым госзаказчики в этом году смогут отсрочивать или списывать поставщикам сумму начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение контрактов. Полностью списанными могут быть те штрафы, сумма которых не превышает 5% цены контракта. По тем штрафам, сумма которых превышает данный порог, заказчик сможет предоставлять поставщикам отсрочку уплаты до окончания текущего финансового года. Как указано в пояснительной записке к документу, возможность отсрочки и списания неустоек будет применяться только к полностью исполненным контрактам.

Третий документ Минэкономики описывает условия корректировки цен тех госконтрактов, срок исполнения которых превышает шесть месяцев и заканчивается в 2015 году. В случае обращения поставщика заказчик получит возможность изменить цену контракта с учетом индекса корректировки цен, который должен будет ежемесячно утверждаться правительством. «Такое предложение Минэкономики с учетом уровня инфляции является обоснованным, однако на новые цены контрактов заказчикам придется тратить все те же бюджетные лимиты»,— говорит господин Шамрин. «В целом предложенные Минэкономики меры выглядят достаточно обоснованно и смогут облегчить малым предпринимателям исполнение госконтрактов»,— отмечает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Необходимо отметить, что некоторые из тех мер, которые сейчас предлагает смягчить Минэкономики, составляют ключевое отличие нынешнего варианта контрактной системы, который создавался с учетом более жестких антикоррупционных требований. Впрочем, как говорит госпожа Соболь, возможные послабления прописаны достаточно четко — насколько они могут способствовать коррупции, покажет практика, поэтому важно вести контроль за числом жалоб от участников госзаказа.

Источник: Kommersant.ru