Американцы — очень религиозная нация. Согласно опросам Gallup, 92 процента жителей США верят в Бога. При этом 40 процентов респондентов считают себя очень религиозными, а 57 процентов уверены, что религия может стать решением всех современных проблем. В таких условиях религиозность становится важным политическим фактором. «Лента.ру» постаралась разобраться, какую роль вера играла в жизни американских лидеров — от Джорджа Вашингтона до Барака Обамы.

Если в качестве критерия рассматривать только формальную церковную принадлежность президента на момент окончания полномочий, то из 44 президентов от Вашингтона до Обамы 11 человек были членами Епископальной церкви: сам Джордж Вашингтон, Мэдисон, Монро, Уильям Гаррисон, Тайлер, Тейлор, Пирс, Артур, Франклин Рузвельт, Форд и старший Буш. Не все они были в равной степени религиозны. Вашингтон и Тейлор, не покидая церкви формально, не принимали ее таинств. Многие считают, что Мэдисон, Монро и Тайлер — прихожане епископального храма Св. Иоанна в Вашингтоне — были деистами. Пирс посещал церковь со своей глубоко религиозной женой, но сам крестился лишь после ее кончины. Президенты Форд и Буш были в большей степени религиозны. «Моя вера, — писал Форд, — ежедневно дает мне руководство к действию и силы для поступков».

Епископальная церковь — это американская ветвь Англиканской церкви, которая поныне является государственной в Англии. Для англиканской-епископальной традиции характерны пышные обряды, богатое церковное убранство, наличие епископата, сравнительно небольшой акцент на личной религиозности — это своего рода католичество, но без папства. С конца 1950-х годов Епископальная церковь, как и большинство англиканских церквей по всему миру, превратилась в одну из либеральных деноминаций с умеренно левыми взглядами. Сегодня в США эта церковь очень невелика (около одного процента населения), однако все еще влиятельна. К примеру, главный храм США — вашингтонский национальный собор Святых Петра и Павла — принадлежит Епископальной церкви. По словам американского юриста и историка права Д. Эйреса, «среди американской элиты епископалов непропорционально много, причем их обычаям пытаются подражать и члены других церквей. Но еще важнее — и заметнее — тот факт, что епископалы в целом богаче и образованнее любых других религиозных групп в Америке, за исключением разве что евреев».

На втором месте по количеству приверженцев из числа лидеров американской нации стоит реформатское исповедание, или пресвитерианство. Эта форма протестантизма восходит к учению Жана Кальвина и Ульриха Цвингли. Подобно тому как в Великобритании англиканская Англия соседствует с пресвитерианской Шотландией, так и в американском политическом истеблишменте реформатский элемент держит второе место вслед за епископалами. У реформатов нет единой структуры — они разделены на две крупных церкви и множество мелких. В реформатских церквах вместо епископов региональное управление осуществляют конференции пасторов и представителей отдельных общин — пресвитерии. В ХХ веке часть американских реформатов усвоила либеральные принципы, тогда как другие встали на консервативные, иногда фундаменталистские позиции. Реформаты и пресвитериане составляют около четырех процентов населения США.

Десять американских президентов принадлежали к различным церквям реформатского толка: Джексон, Полк, Ван Бурен, Бьюкенен, Кливленд, Б. Гаррисон, Теодор Рузвельт, Вильсон, Эйзенхауэр и Рейган. При этом Эйзенхауэр крестился в пресвитерианской церкви уже будучи хозяином Овального кабинета.

Третье место по количеству обитателей Белого дома делят баптисты и унитарии.

Баптисты — это группа различных церквей, главными особенностями которых являются полная независимость отдельных общин (приходов), отрицание крещения детей и необходимость «духовного возрождения» — особого личного обращения каждого верующего. Вместе взятые, баптисты составляют крупнейшее протестантское сообщество в Соединенных Штатах — более четверти населения. Сегодня среди американских баптистских объединений встречаются как консервативные (например, Южный баптистский альянс — вторая по количеству членов после католической церкви религиозная община США), так и либеральные. Баптистами были президенты Гардинг, Труман, Картер и Клинтон.

Источник: Lenta.ru