Баннер

Гражданские самолеты.Як-40 «Codling»

Людей всех времен манило небо. Возможность летать была и остается весьма привлекательной. Специализированный портал http://rjstech.com/ посвящен авиаделу в СССР в период 1918-1946 г.г. А теперь небольшой рассказ про самолет Як-40.

На Западе, перевозчики давно пытались заменить DC-3, который осуществлял перевозки по местным авиалиниям, на более современный самолет. Но первыми это сделали в СССР, заменив Ли-2 (лицензионная версия пассажирско – транспортного лайнера Douglas), на новый тип самолета – турбореактивный.

Самолеты Ли-2 были заменены на машины семейства Ил (Ил-12 и Ил-14), но они не соответствовали предъявляемым к ним требованиям и летно – техническим характеристикам. Необходимо было создать современный турбореактивный самолет. И за это взялся известный авиаконструктор А. С. Яковлев.

Сначала он хотел создать турбовинтовой самолет для местных авиалиний, но все же он решил остановиться на турбореактивном лайнере, с укороченным взлетом и посадкой (STOL). Яковлев решил создать машину, которая могла взлетать и садиться на грунт, с длинной полосы до 700 метров. Это предполагало установку на самолет подъемных реактивных ускорителей, что существенно увеличивало его массу.

Был сконструирован традиционный по конструкции реактивный лайнер. Он имел три реактивных двигателя, не стреловидное крыло, его салон вмещал 25 пассажиров. Первый, из шести образцов самолета Як-40 появился в 1966 году, и имел регистрационный номер «СССР-1966».

Конструкция самолета для того времени была абсолютно новаторской. Низкоплан, три турбореактивных, двухконтурных двигателя, установленных в задней части фюзеляжа (Аи-25). Т- образная схема хвостового оперения. Шасси с колесами большого диаметра. Кабина рассчитана на два экипажа, салон вмещал до 27 человек.

Первый полет лайнер Як-40 (Codling) выполнил в октябре 1966 года. Строился он в городе Саратове, где до войны, выпускали истребители Яковлева. Вплоть до 1981 года, когда был прекращен серийный выпуск Яков, было построено 1011 самолетов. Летали они в основном в СССР, в некоторых странах социалистического лагеря. Перевез лайнер более 350 миллионов пассажиров.

В армии он использовался в качестве учебных целей для самолетов – разведчиков МиГ-25, а в Польше – как буксировщик мишеней.