Баннер

Место инновационной стратегии банка в общей системе стратегического менеджмента

Рассмотрим место инновационной стратегии банка в общей системе стратегического менеджмента. Дело в том, что, учитывая наличие у банков разных уровней управления, большинство из них разрабатывает не одну, а несколько стратегий, создавая тем же их иерархическую совокупность.

Корпоративная стратегия разрабатывается на уровне всего банка и фокусируется на вопросах его взаимодействия с факторами макросреды. Фактически это есть принятие решений относительно общего направления развития коммерческого банка, превращения последнего на единственный эффективно функционирующий комплекс. Корпоративная стратегия включает, как правило, определение видов деятельности, которыми банк хочет заниматься, отказ от убыточных или бесперспективных направлений, выбор типа развития (рост, стабилизация или сокращение), принятие принципиальных решений по поводу увеличения капитала, определение характера отношений со стейкхолдерами и тому подобное.

Бизнес-стратегия формируется для уровня бизнес-единиц (для банка это, в частности, определенные направления деятельности или организационно оформленные дивизионы) и для конкретной сферы деятельности банка - корпоративной, инвестиционной, розничный бизнес, частное банковское дело и тому подобное. Относительно именно этих стратегий часто применяют термин "конкурентные", поскольку они определяют действия банка на определенном сегменте рынка.

Функциональные стратегии касаются характера поведения банка в отдельных сферах деятельности - привлечения ресурсов, осуществления вложений, поддержания ликвидности, маркетинга, информационных технологий, управления персоналом и тому подобное. Роль функциональных стратегий заключается в том, что они не только направлены на выполнение собственных специфических целей, но и поддерживают бизнес-стратегии, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию корпоративной стратегии. И, наконец, операционные стратегии определяют характер и направления деятельности отдельных оперативных единиц (отделов, управлений, филиалов, отделений и тому подобное).

Поскольку инновационные стратегии длительное время понимались только как стратегии в сфере НИОКР, то они относились к стратегиям функционального уровня, хоть учеными подчеркивалась необходимость их тесной связи с общей стратегией организации: важно, были ли инновационные направления и стратегия их реализации разработанные в соответствии с комплексной стратегией и ее отдельными составляющими или они возникли изолированно, без согласования с другими важными факторами, которые влияют на цели и пути развития.