Баннер

Слушая музыку, мы не только получаем эстетическое удовольствие, но и узнаем в ее образах реальный мир, людей, их чувства и мысли. Поэтому музыка и любые песни, например, опа гангам стайл, и сами являются объектом познания.

Одностороннее, «потребительское» отношение к музыке, как и в целом к искусству, не только унижает ее роль. Такое отношение подобное добровольному ослеплению, потому что закрывает человеку путь к глубокому и таинственному миру, его возможности познать через музыку те черты действительности, которые не могут быть выражены средствами других искусств.

Не главной ли целью музыки является обращение к чувствам человека, их усовершенствованию. Слушая музыку, люди подвергаются ее очищающему действию. Эстетическое наслаждение мы получаем даже если становимся «свидетелями» острых жизненных конфликтов, которые выражены в ней, когда познаем через искусство отрицательные стороны действительности, если только художник утверждает при этом передовые идеалы, духовную красоту человека, поэзию чувств и желаний. Сцена гадания Марфы из оперы Мусоргского поражает своей трагической скорбью, но в то же время позволяет в полной мере ощутить наличие народного эпоса, превозносит силу любви. В произведениях Шостаковича ряд образов воплощают мрачные стороны современной эпохи. Эта музыка звучит остро, местами грубо и жестко. И все же она придает огромное этическое и эстетическое удовольствие благодаря своей силе и высокой художественности.

Независимо от того, с какой проницательностью музыка выражает суть явления, она выступает своеобразным инструментом общения между людьми. Восприятие музыки связано с определенными трудностями, и некоторые из них не могут быть преодолены без специальной подготовки. «Чтобы воспринять художественное произведение, добрую половину работы над ней должен выполнить тот, кто слушает музыку», заметил однажды Ф. Бузони.