Баннер

Восприятие, как понятие. Способность услышать музыку полностью зависит от нашего восприятия. Восприятие - понятие многогранное, многослойное. Оно охватывает и слух, и общую эрудированность человека, и, наконец, направленность восприятия. Все это обусловливает противоречие, диалектику процесса познания.

С чего этот процесс начинается? Из слуховых ощущений, из того, что настроение, запечатленное в музыке, передается слушателю. Печальная музыка должна порождать грусть, веселая - радость. И никакие объективные данные о форме произведения и особенности языка не могут заменить этих непосредственных впечатлений. Однако, если музыкальные образы вызывают у слушателя только эмоциональную реакцию, то их содержание остается для него непонятным и неопределенным. Только пробуждая воображение, привлекая его к сети жизненных ассоциаций, они получают глубину и рельефность.

Наши слуховые ощущения могут вызвать и зрительные, и просторные представления. Так, одновременное звучание в резко удаленных друг от друга регистрах ассоциируется с панорамой бескрайнего пространства. Поэтапное развитие мелодии - с шагоподобным движением. Высокий регистр - со взлетом в небесную синь. Яркая жанровая характерность музыки возбуждает «зримые» ассоциации с теми условиями, в которых она существует (маршевый ритм, покачивание колыбельной, живость песни, звучание горна и т.д.).

Возникновение подобных представлений обусловлено частично объективно акустическими свойствами звуков, отчасти же свойством человека через условный сигнал воспринимать явление предметного мира и духовной жизни. При этом в одном случае воображение рисует черты конкретного портрета: вспомним балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» - в интересных «приседаниях» мелодии, острых соединений нанизанных друг на друга секунд воплощена кокетливая игривость молодой кормилицы; в медленном движении мелодии - важность, отчужденность, спокойствие патера Лоренцо. В противном случае, композитор раскрывает более обобщенные идеи, драматургически разноплановые, психологически сложные образы. В «Танце рыцарей» из упомянутого балета отражен образ гостей Капулетти, отмечен характерными чертами феодальной знати той эпохи: военным пылом.

Так, сила и прелести музыки в том и заключаются, что «отталкиваясь» от конкретных явлений жизни, она олицетворяет не предметное их содержание, а порожденную ими гамму эмоций, концентрированные идеи, моральные и эстетические категории. Самое трудное - научиться воспринимать именно этот глубинный смысл произведений, порой совершенно разных при внешнем «сюжетном» сходстве.

Лучший адвокат по уголовным делам в москве готов предложить Вам свои услуги. Грамотная защита поможет в трудной ситуации.