Баннер

Кризисные явления в разной степени отражаются на отраслях. Общеизвестный факт, что отрасль авиаперевозок переживает сейчас не лучшие времена. Причиной тому и падение курса рубля, антироссийские санкции, падение объема перевозок на Украину, а также структурные изменения в смежных с перевозками областях – например, в туризме.

Первые отголоски кризиса были замечены еще в сентябре. И с тех пор ситуация еще более усугубилась – рубль пережил один из своих самых крупных обвалов, а санкции еще больше ужесточились, существенно сократив возможности авиакомпаниям для перекредитования.

Как пишет Полит.ру, каждый перевозчик ищет свои способы для выживания.

«Аэрофлот» была первой авиакомпанией, которая в лице ее генерального директора Виталия Савельева, призвала авиакомпании к консолидированному подходу для выживания в кризис. По мнению руководителя, рациональным выходом должно стать сокращение количества машин в эксплуатации и увеличение цен на авиабилеты всеми авиакомпании. Авиакомпании «Трансаэро» и «UTair» присоединились к этому мнению.

«UTair» провело свою программу сокращения затрат, по которой ликвидирована часть неприбыльных маршрутов, и планируется дальнейшее сокращение самолетов с сегодняшних 117 до 71.

В противовес своему же предложению, «Аэрофлот» отчитался, наоборот, об увеличении парка – по итогам 11 месяцев 2014 года введено в эксплуатацию 13 самолетов, а выведено 7. Еще более странно выглядит обращение авиакомпании к Правительству России не оказывать финансовую поддержку авиакомпании «UTair», которая в настоящее время испытывает финансовые последствия кризиса. По мнению представителей «Аэрофлота», выступивших с обращением, это только повредит отрасли и ухудшит имеющуюся ситуацию. Видимо, «Аэрофлот» решил сократить совокупное количество машин в эксплуатации за счет банкротства третьего по величине авиаперевозчика на рынке. Совместно с авиакомпанией «Сибирь» «Аэрофлот» также выразил готовность перевезти бесплатно пассажиров «UTair» за счет своего увеличившегося авиапарка.

Все это можно было бы списать на свободную конкурентную борьбу авиакомпании «Аэрофлот», но как отмечают авиационные эксперты, «Аэрофлот» - специфичная» авиакомпания. Ее относительная беспроблемность обусловлена «валютной подушкой» в виде роялти, которые «Аэрофлот» получает от зарубежных авиакомпаний за пролет по транссибирскому коридору. Эта значительная сумма в валюте, по разным оценкам от 500 до 700 млн долларов, дает существенную поддержку и возможность авиакомпании сократить свои убытки. Но не надо забывать, что эти средства не имеют никакого отношения к эффективности авиакомпании. Можно ли в таких условиях требовать отмены финансовой помощи другим авиакомпаниям, переживающим в этот кризис не лучшие времена?

К счастью, правительство не склонно прислушиваться к подобным обращениям и методам борьбы. На недавнем экономическом форуме в Давосе вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что сейчас обсуждаются два инструмента поддержки авиаперевозчиков. Одним из них должны стать государственные гарантии авиаперевозчикам по кредитам. Другим – субсидирование внутрироссийских маршрутов, которые сделают полеты безубыточными для авиакомпаний. Это решение, по мнению вице-премьера, выгодно как перевозчикам, так и пассажирам.