Баннер

Российский рынок образовательных услуг – многогранная и непростая система, подверженная в настоящее время существенным переменам.

Система высшего образования (к ней можно отнести и послевузовское образование) занимает на этом рынке доминирующее положение. Субъекты рынка – государственные ВУЗы, оказывающие как бесплатные для российских граждан, так и коммерческие образовательные услуги, и негосударственные высшие учебные заведения, так называемые «коммерческие», финансируемые исключительно за счет получаемой от оказания платных образовательных услуг прибыли.

В настоящее время высшее образование переживает ситуацию, которую можно охарактеризовать так: «Все новое – это хорошо забытое старое». Речь идет о процессах объединения государственных ВУЗов как путем слияния, так и откровенного поглощения сильными «игроками» рынка высшего образования слабых. Цель объединений – «укрупнение» системы ВУЗов, создание мощных научно-образовательных холдингов. Также пристальное внимание со стороны министерства-реформатора обращено на небольшие негосударственные коммерческие образовательные структуры. Как известно, все платные ВУЗы появились в России в 1990-е годы, когда начала революционно меняться как вся система высшего образования, так и социально-экономическая жизнь страны.

О качестве образовательных услуг, оказываемых этими структурами, можно спорить. Появилось коммерческих ВУЗов в России много, как «грибов после дождя». Первый заместитель министра образования и науки Третьяк Наталья в недавнем интервью говорила, что безусловно, есть серьезные организации, которые спокойно проходят ежегодные проверки и аттестации, и имеют полный комплект документов, необходимых для оказания образовательных услуг. Но есть и такие коммерческие ВУЗы, где получение высшего образования сводится исключительно к оплате обучения и выдаче диплома.

Очевидно, что «страдают» от этого не только будущие работодатели и граждане, так или иначе взаимодействующие с таким выпускником-«специалистом», но и сами потребители образовательных услуг, так как далеко не все, вопреки общепринятому мнению, хотят «по-легкому» получить «корочку», есть те, кто приходит за знаниями. Аттестации и проверки такие ВУЗы проходили, как правило, используя коррупционные лазейки. Одна из задач «укрупнения» - «вымести» с рынка такие неэффективные структуры. Что касается государственных ВУЗов, то здесь вспоминается тот факт, что в бытность Советского Союза в городе был, как правило, один университет с различными факультетами и профильные институты. В 1990-е годы институты активно становятся университетами, организуя у себя непрофильные факультеты. Потребителю предлагалось оценить самостоятельно, где лучше, например, лингвистическое образование – в институте-университете, который занимался лингвистикой много лет, или на лингвистическом факультете, образованном при техническом или экономическом ВУЗе. Сегодня небольшие профильные ВУЗы становятся частями более мощных профильных структур, а также прослеживается тенденция «отсечения» непрофильных факультетов. Можно прогнозировать, что потребитель образовательных услуг не окажется в убытке: во-первых, реформы нацелены на то, чтобы количество учебных заведений перевести в качество, убрав с рынка неэффективных и слабых «игроков», а во-вторых, те студенты, чей маленький университет стал частью большого, получают возможность «выпуститься» с дипломом более престижного учебного заведения, куда они не попали или не могли попасть в силу своих возможностей.