Баннер

Проблематика инновационного процесса достаточно широко представлена в научной литературе, где он анализируется в разных аспектах и на разных уровнях экономики.

Части, из которых состоит инновационный процесс, обычно обозначаются как его фазы, среди которых, в соответствии с логикой возникновения базисных инноваций выделяются: наука - исследование – разработка - производство - потребление. Достойно внимания выделения этапа диффузии, поскольку именно в результате этого проявляется позитивное влияние инновации на развитие всей экономики, а не только отдельного хозяйствующего субъекта.

В наиболее обобщенном виде инновационный процесс можно трактовать как таковой, что связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, о котором Вы можете узнать тут.

Кроме того, линейно-последовательное выполнение определенных этапов инновационного процесса, когда поток информации является однонаправленным, а стадии четко отделены во времени, уже давно считается неэффективным. На смену ему приходит последовательно-параллельная, а на высшем уровне развития - сетевая модель организации инновационной деятельности с прямыми и обратными связями между всеми участниками, интерактивным взаимодействием и учебой, которые принципиально изменяют структуру и механизм инновационного процесса. Совокупность таких отношений способствует усилению его целостности, ведь, по оценкам экспертов, 80% проблем в продвижении инноваций связано именно с отсутствием взаимодействия между участниками инновационного процесса. В данном случае также создается механизм "обратных сигналов", который позволяет сравнивать промежуточные и конечные результаты с начальными ожиданиями и, в случае необходимости, корретировать их.

Существенным образом изменяется и роль науки. С одной стороны, начало инновационного процесса не обязательно связывается с научными исследованиями, а есть и результатом определенных других событий и явлений. С другой стороны, наука становится ресурсом, который может быть востребованным на любом другом этапе инновационной деятельности.

Каждый инновационный процесс является уникальным. Поэтому научные работники различают общие признаки инновационных процессов, которые делают их отличающимися от других бизнес-процессов; признаки, которые определяются условиями, в которых действует конкретная компания; особенные признаки, которые являются уникальными и обусловленные конкретной инновацией.

Согласно этой логике, можно отметить, что инновационные процессы, которые имеют циклический и вероятностный характер, как правило, характеризуются:

- многочисленностью и первичной неопределенностью путей достижения целей и высоким риском;

- постоянной недостаточностью информации для принятия оптимальных решений;

- невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки;

- необходимостью преодоления сопротивления и решения противоречий, которые возникают в ходе создания инноваций.