Баннер

«Слово» - не ораторская речь, как можно было бы судить по заглавию, и не произведение устного народного творчества, с которым оно имеет много общего. Это важная часть в развитии русского языка, много интересного о котором Вы можете узнать на http://zrada.org/inshe/43-literatura/267-otkuda-est-poshel-istorija-russkogo-jazyka-proishozhdenie-russkogo-jazyka.html. Мы можем назвать «Слово» героической лироэпической поэмой, так как в нем, с одной стороны, изображаются исторические события, героические подвиги русских, жизнь родной страны, а с другой стороны, в нем много лирических отступлений автора.

Композиция «Слова» довольно сложна, но в поэме ясно различаются части: вступление, поход против половцев князя Игоря и его поражение, «золотое слово» киевского князя Святослава, хранителя земли русской; плач Ярославны, возвращение из плена князя Игоря на родину и концовка.

Рассказ о походе князя Игоря автор прерывает воспоминаниями о былом, о тяжелых последствиях для Руси княжеских раздоров. Иногда он вносит в повествование поэтический вымысел: сон Святослава, плач Ярославны.

Автор с большим искусством размещает отдельные эпизоды поэмы, стремясь достигнуть этим усиления отдельного эпизода. Иногда при этом он нарушает хронологическую последовательность событий. Например, картина солнечного затмения дана в начале похода Игоря, а на самом деле, оно произошло тогда, когда Игорь был уже у Донца. Этим автор подчеркивает мужество князя. Плач Ярославны помещен перед описанием побега Игоря, благодаря чему этот плач приобретает значение заклинания, помогающего Игорю спастись из плена.

В поэме использован прием противопоставления. Образу великого князя Святослава, его мудрой государственной политике противопоставлены образы удельных князей с их эгоистическими интересами.

Автор живет мыслями и чувствами народа, а потому широко пользуется образами и поэтическими приемами устной народной поэзии. Князей он называет – соколами, Ярославну – одинокой кукушкой, половцев – черными воронами.

Картины посева и жатвы сравниваются с картинами боя и помогают автору выразить отношение народа к войне как к величайшему бедствию.

Природа в «Слове» одушевлена и принимает живое участие в событиях. Она предостерегает Игоря от необдуманного похода и помогает ему во время бегства из плена.

Влияние русского богатырского эпоса сказывается в обрисовке образов князей, которые наделены необычайной силой.

«Слово» пленяет ритмичностью речи и красочностью языка. Все его художественные приемы находятся в полном соответствии с идейным содержанием.