Баннер

Среди главных институциональных препятствий, тормозящих развитие инновационного бизнеса в нашей стране, является административно-командные принципы, которые остаются доминирующими в системе государственного регулирования.

Особой угрозой для осуществления конструктивной регуляторной политики стали консерватизм и примитивный прагматизм, присущие бюрократическому типу мышления. Бюрократия служит фактором торможения не только прогресса науки, но и препятствует формированию благоприятной для инновационного развития правовой базы и социальной среды, которая подрывает культуру научной дискуссии. Современное состояние развития государства и национального хозяйства требует осуществления дебюрократизации экономики, индивидуальные предприятия в основном спасает кредитование малого бизнеса, но и здесь ставки оставляют желать лучшего, но при этом это более правильный и целесообразный вариант, при меньших затратах. Деятельность Правительства в этой сфере должна быть направлена на сужение административного регулирования, ограничение ведомственного и регионального нормотворчества.

Эффективным выходом из данной ситуации является формирование регуляторной деятельности государства по программно-целевому подходу, прямо противоположным бюрократическом мышлению, что позволит оптимизировать сотрудничество многих людей и концентрировать их усилия для достижения определенной цели - идеологии целесообразности исключения неоправданных лишних действий и ненужного дублирования . Это будет способствовать формированию общественно-правовых институтов и организаций саморегулирования, которые будут следить за качеством и безопасностью инновационной продукции на рынке, реформированию согласно европейским нормам систем стандартизации, совершенствованию законодательства. Преодоление бюрократизации государственного аппарата возможно только на основе принципов обеспечения свободы слова, стабильной, прозрачной и понятной экономической политики государства, введения открытых консультаций органов власти с представителями субъектов хозяйствования, налаживания сотрудничества между властными структурами и средствами массовой информации, общественными организациями, распространения объективных данных об экономической ситуации в государстве, конъюнктурные процессы.

Отсутствие точной и понятной информации о разрешительных процедурах, невыполнимые требования, монополия государственных ведомств на проведение экспертиз и выдачу экспертных оценок создают условия, позволяющие чиновнику требовать неофициальные платежи от предпринимателя.

Основным направлением преодоления данной проблемы должна стать трансформация исполнительно-распорядительного принципа функционирования институтов государства в принцип обеспечения общества управленческими услугами. Это обеспечит выполнение государством юридических обязанностей, направленных на создание условий и необходимых для эффективной реализации задействованных в инновационной сфере субъектами своих законных прав и интересов. Поэтому подавляющее большинство служащих в системе государственного управления должна тесно взаимодействовать с внешней средой (совещательными институтами, инновационными центрами, исследовательскими и аналитическим учреждениями), что создаст условия для разработки, внедрения эффективных регуляторных средств и методов стимулирующего воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. Действующее налоговое законодательство не мотивирует субъектов инвестировать капиталы в легальную экономику.

Общее количество налогов и обязательных платежей, их размер должны быть ограниченными, особенно для инновационного бизнеса, что должно положительно повлиять на оживление активности в инновационной сфере.